Тема: «Повышение компетентности педагога дополнительного образования
через освоение инновационных технологий в преподавании».
Педагог дополнительного образования - это ключевая фигура, от профессионализма которого зависит качество образовательного процесса. Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала. На рынке труда возрастает потребность в педагоге дополнительного образования, который может выполнить социальную задачу становления современного человека.
Сегодня в обществе происходит много перемен, и современному школьнику необходим педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно - ориентированный подход к ним. Инновационная деятельность занимает особое место в процессе профессионального развития педагога. Одной из составляющих готовности педагогов к инновационной деятельности является понимание ими определения "инновация". Это – введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося.
Использование в своей работе инновационных технологий повышает уровень профессионально-педагогической компетентности каждого педагога дополнительного образования, а именно:
- информационной компетентности (педагоги расширяют своё информационное поле, уровень информационной культуры);
- когнитивной компетентности (начался активный процесс освоения педагогами проектной и исследовательской технологий, технологии интерактивного обучения, они стали более компетентны в данных видах деятельности, приобрели определённые умения и навыки, в результате чего повысилось качество и результативность образовательного процесса);
- коммуникативной компетентности (педагоги научились работать в коллективе, сотрудничать, создавать необходимую атмосферу для взаимодействия с детьми, передавать им коммуникативные умения и навыки);
- креативной компетентности (педагоги стали творчески подходить к процессу обучения);
- самообразовательной компетентности (педагоги повысили уровень самообразования, проходя педагогическую аттестацию);
В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие "инновации". Русский аналог этому слову – нововведение. Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса. Инновационное занятие с детьми рассматривается с позиции новых введений в организацию учебного процесса, так как оно сформировалось на основе новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.
В настоящее время актуальными вопросами в процессе обучения стали: здоровье ребенка; его психолого-педагогические и возрастные особенности; адаптация к очередной ступени, классу, школе, требованиям учителя и т. д.
Инновационное занятие с детьми – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения на определенный период времени.
В его основе могут быть:
- элементы практических работ и экскурсий;
- обучение учащихся через художественные образы;
- раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов кукольного театра, музыки, изобразительного искусства);
- научно-исследовательская деятельность, раскрывающая особенности мыслительной работы обучающихся;
- применение педагогом психологических знаний, отражающих специфику личности обучающихся, характер отношений в группе;
Изобретательная деятельность педагога на инновационном занятии раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, дидактическом материале, организации творческой работы учащихся.
Выделяют следующие виды инновационных занятий:
- самостоятельной деятельности;
- исследовательские;
- на основе групповой технологии;
- проблемные;
- личностно-ориентированного обучения;
- на основе проектной деятельности
- на основе игровой деятельности и др.;
Все эти виды инновационных технологий очень эффективны. Но опыт показывает, что групповая технология особенно эффективна. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Наиболее эффективны занятия групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.
Говоря о личностно-ориентированном обучении, мы в первую очередь должны обратить внимание на внешнюю дифференциацию по частным способностям, то есть по способностям учащихся к отдельным предметам. Речь идет о разноуровневом обучении. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого учащегося. Самый распространенный тип таких занятий – занятие, предполагающее работу учащихся в малых группах с несколькими уровнями знаний (уровневая дифференциация обучения).
Проблемные занятия – форма организации обучения на основе создания проблемной ситуации. На таком занятии перед обучающимися либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения – активизация познавательной сферы деятельности обучающихся на основе выявления причинно-следственных связей.
Занятия на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а каждого ребёнка – ответственным и целеустремленным.
Игровые технологии формируют устойчивый интерес к изучению предмета и уверенность в успешном овладении им. Игра способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть трудности в обучении.
Освоение педагогами дополнительного образования инновационных технологий несомненно повышает компетентности педагога. Кроме того, инновационная деятельность педагогов позволяет перейти каждому учреждению дополнительного образования на более качественную ступень развития. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дополнительного образования.
Хемерова Г.А.,
педагог дополнительного образования
|